Когда был только изобретен фотоаппарат, людей особо не волновало качество изображения — было просто приятно видеть себя на какой-то поверхности, пусть даже и нечетко, ведь с помощью этого нового, еще диковинного аппарата, можно было запечатлеть навсегда свой лик в том возрасте, когда был сделан снимок. Однако человек редко останавливается на достигнутом. Со временем в фотоаппаратах увеличилась разрешающая способность, появились объективы, и, наконец-то, появился цвет. Именно тогда стало ясно, что цвета не совсем соответствуют тому, что видят наши глаза. Появилась надобность в коррекции цветов, которая осложнялась еще тем фактором, что каждая отдельная пленка имела свой оттенок.
Под конец эпохи пленочной фотографии на первый план вышла цифра, а разработка мощных процессоров и удобных программ редактирования способствовала тому, что с каждым годом править фотокарточки становится все быстрее и легче. Это привело к тому, что цветные светофильтры почти перестали применяться, им на смену давно пришли цифровые светофильтры, которые стали в программах редактирования практически стандартным инструментом. Сегодня из производимых и продаваемых фильтров остаются только те, что имеют нейтральный цвет. Остались и цветные светофильтры для портативного света.
Светофильтры. Какие они бывают?
- Светофильтры для объективов. Они вкручиваются в резьбу крепления светофильтра либо вставляются в специальный держатель на объективе.
- Фильтры для импульсного света. Они устанавливаются в крепеж для светофильтра во вспышке либо фиксируются при помощи резинки.
Фильтры для объектива («protector») представляют собой защитный, то есть самый простой вид фильтров. Они служат просто защитой для передней линзы от царапин. Такой фильтр устанавливается при покупке и не снимается, поскольку с его обратной стороны имеется аналогичная посадочная резьба для других видов светофильтров. По структуре это обычное стекло,чуть лучшего качества, если сравнивать с оконным.
Ультрафиолетовые фильтры («UV») часто используются как защитные, однако при этом они дополнительно еще снижают поток ультрафиолетового излучения, которое не видит глаз человека, но видит матрица. Тот, кто решил купить фотоаппарат leica, а к нему один из таких ультрафиолетофых фильтров, как Leica E39 UV/IR (Leica E46 UVa, а может и Leica E49 UV/IR), по достоинству оценил все преимущества фотосессий с таким светофильтром в горах, на море (везде, где появляются лишние сине-голубые оттенки).
Инфракрасные фильтры («IR») являются очень специфическими. Они оставляют инфра-красный и отфильтровывают весь видимый спектр. В результате использования такого фильтра изображения на фотографиях получаются очень необычные: небо черным, деревья по-зимнему белыми, а часть объектов меняет свой цвет непонятным образом.
Поляризационные фильтры бывают двух типов: линейные (PL») и круговые («C-PL»). Эффект применения такого фильтра выглядит как более контрастная картинка: тени глубже, небо очень синее, а вода почти прозрачная.
Градиентные фильтры также бывают двух видов: обычные и вращающиеся 50/50. Применяются для выравнивания экспозиции при пейзажной съемке, для того чтобы низ экспонировать лучше, за счет затемнения верхней части изображения. В результате применения таких фильтров изображение получается с синим небом и красивыми облаками и водной гладью или замлей с достаточной детализацией.