В мире фототехники существуют несколько фирм-легенд, в мире 35 мм камер это в первую очередь Leica. За всю свою историю фирма Leica всегда была эталоном качества, ее имя стало нарицательным.
Фотоаппарат «Leica» является первой массовой 35-мм фотокамерой (1925 г.). Её первые прототипы были созданы в 1913 году Оскаром Барнаком. Барнак использовал стандартную кинематографическую 35-мм плёнку, но с вдвое большим размером кадра 24x36 мм с соотношением сторон 2:3.
Фраза Барнака «Маленькие негативы - большие фотографии» во многом предопределила дальнейшее развитие фотографии.

Когда в 1925 г. камера Leica была представлена на Лейпцигской ярмарке, эта маленькая металлическая коробочка со скромными техническими характеристиками практически не привлекла к себе внимания. В то время “малым” считался формат рольфильма (6х9 см), а действительно серьёзные фотографы использовали негативы форматом 9х12 см, 13х18 см и больше.

 

В первые годы после своего появления Leica не пользовалась успехом: в 1925 году было выпущено всего около 850 камер, в 1926 – около 1550, а в 1927 – около 3200. И только после 1928 года (около 7600 камер) производство Leica стало быстро расти: с 15 000 в 1929 году до более 40 000 в 1936. Своего пика выпуск Leica достиг в 1938 году (44 000 камер). Всего с 1925 года до конца II мировой войны было выпущено около 400 000 фотоаппаратов Leica. Если не учитывать специальные модификации, пользующиеся огромным спросом среди коллекционеров, основу производства составляли 8 моделей:

Leica I (A) 1925–1932 г. 55 000 шт.
Leica Standard (E) 1932–1949 г. 27 000 шт.
Leica II (D) 1932–1940 г. 52 000 шт.
Leica III (F) 1933–1939 г. 75 000 шт.
Leica IIIa (G) 1935–1948 г. 93 000 шт.
Leica IIIb 1938–1946 г. 32 000 шт.

 

 

Выпуск специальных и малосерийных моделей Leica (например, типа Leica Luftwaffe и других, выпущенных в военное время по заказам военных) составил всего около 3000 штук, поэтому, сегодня эти камеры являются большой редкостью.

Однако чтобы до конца понять роль Leica в мировой фотографии, надо ознакомиться с некоторыми подробностями биографии её изобретателя – Оскара Барнака (1879–1936). Сначала Барнак познакомился с Эмилем Мешо, который разрабатывал кинопроекционные технологии в конструкторских бюро Carl Zeiss. Эта встреча имела историческое значение: во-первых, Мешо был человеком, от которого Барнак узнал о значительных усовершенствованиях в технологии выпуска киноплёнки. К тому времени киноплёнки уже имели гораздо меньшую зернистость по сравнению с крупноформатными фотопластинками, с которыми Барнак экспериментировал до того. Во-вторых, именно Мешо познакомил Барнак с Эрнстом Лейтцем.

 

В июле 1910 г. Оскар Барнак работал в компании Carl Zeiss, на завод по выпуску фотокамер ICA в Дрездене (спустя 16 лет этот завод стал одним из четырёх предприятий, образовавших в результате объединения компанию Zeiss Ikon). Отработав всего три месяца на заводе ICA, Барнак заболел астмой и попросил, чтобы его включили в план медицинского страхования компании. Однако администрация отказала его просьбе, и конструктор ушел из компании.

В конце лета 1910 г. Эрнст Лейтц написал письмо Барнаку, в котором предложил ему работу в его фирме в Ветцларе. Барнак ответил, что очень слаб здоровьем, но при выполнении ряда условий с удовольствием примет предложение. Лейтц согласился предоставить Барнаку дом, длительный отпуск по болезни и включить его в план страхования здоровья. Так с 1 января 1911 года и до конца своей жизни Барнак проработал на фирме Leitz.

Существуют две основные версии того, как Барнак пришёл к созданию первой камеры Leica. По одной из них, интерес к киносъёмке побудил его разработать камеру для получения пробных экспозиций на киноплёнке. По другой версии, Барнака хотел адаптировать кинопленку, более светочувствительную и мелкозернистую, для работы в небольшом и легком фотоаппарате.

Резьбовые фотокамеры Leica (Leica Screw-mount Cameras)

Ur-Leica
1913/14 год.
0 Series no. 104
1923/24 год.
0 Series no. 119
1923/24 год.
Leica I Anastigmat 1:3,5
(Model A)

1925 год.
Dual-set Compur Leica
(Model A)

1926 год.
Rim-set Compur Leica
(Model A)

1928 год.
Leica I "Luxus"
1929 год.

Leica Hektor 1:2.5
(Model A)

1930 год.
Leica I interchangeable
(Model C)

1930 год.
Leica I standardized
(Model C)

1931 год.
Leica Standart Black
(Model E)

1932 год.
Leica II "chrome"
(Model D)

1933 год.
Leica III "black"
(Model F)

1933 год.
Leica 250
(Model FF)

1933 год.
Leica IIIc
(Model GG)

1940 год.
Leica IIIck
1941 год.
Leica IIId
1939 год.
Leica IIc
1948 год.
Leica Ic
1949 год.
Leica 72
1950 год.
Leica IIIf "black dial"
1950 год.
Leica IIIf
1954 год.
Leica IIf "black dial"
1951 год.
Leica If "black dial"
1952 год.
Leica IIIg
1957 год.
Leica Ig
1957 год.

 

С 1911 по 1912–1913 годы, когда и были созданы первые прототипы камеры Leica (Ur-Leica), Барнак работал над своим “устройством для пробных экспозиций” в отделе кинопроекторов. И первые камеры Ur-Leica (прототип 1913 года) и Leica I (первая серийная модель конца 1924 года) практически идентичны “экспонирующему устройству” Барнака.

С 1912 до 1924 г. Барнак и Лейтц широко использовали несколько прототипов Ur-Leica. Но Первая Мировая Война (1914–1918) и последующие политические неурядицы отнюдь не способствовали процветанию бизнеса. В 1924 году увеличилась инфляция, производство микроскопов резко снизилось, и фирма Лейтц оказалась под угрозой разорения. Остро требовалась новая продукция, способная спасти производство. Такую возможность предпринимателям предоставил бурно развивавшийся мир фотографии с его уже в ту пору активно снимавшими сотнями тысяч фотолюбителей. Хотя камера Барнака уже существовала с 1913 года, компания Leitz не производила камеры серийно. Когда встал вопрос о массовом производстве фотоаппаратов, решение было не легким. Судьба камеры была полностью в руках Эрнста Лейтца, и он решил пойти на риск.

Первоначально дитя Оскара Барнака, представленное, как уже упоминалось в начале статьи, в 1925 г. на Лейпцигской ярмарке, называлось LeCa (LЕitz CAmera), и первые проспекты рекламировали именно это название, быстро превратившееся затем в более удобное для произношения Leica. Leica I имела цельнометаллический корпус размером 133,7 х 30,2 х 55,0 мм и весила всего 425 грамм. Объектив с фокусным расстоянием 50 мм и светосилой f/3,5 был несменным. Затвор отрабатывал выдержки от 1/25 до 1/500 сек., а видоискатель имел простую телескопическую конструкцию. Спустя четыре года после начала выпуска было продано только 4000 фотокамер Leica - публику смущал маленький размер негатива.

С 1928 г. и до смерти Барнака в 1936 г. инженеры фирмы Ernst Leitz выпустили около 15 различных модификаций камер, причём каждая из них имела несколько вариантов. Наиболее важными этапами развития стали:

1930 г. – появление сменных объективов;
1931 г. – появление стандартизированных сменных объективов (до этого каждый объектив индивидуально подгонялся к каждой отдельно взятой камере);
1932 г. – появление сопряжённого дальномера;
1933 г. – появление длительных выдержек (до 1 с);
1935 г. – появление короткой выдержки (1/1000 с).

Эти дополнения к базовой камере были нужны для того, чтобы расширить возможности её использования. В тот же период на рынок был выброшен огромный ассортимент дополнительных аксессуаров к базовой модели. С 1936 г. Лейку можно уже было называть настоящей системной камерой, она была пригодна для решения большинства научных или фотографических задач.

 

Камера Leica является результатом слияния вдохновения и инженерного опыта для того, которое позволило реализовать на практике девиз Барнака: “Маленькие негативы - большие фотографии”. Оскар Барнак дал фотографическому миру много больше, чем просто прекрасно сконструированную и тщательно построенную камеру: Leica изменила способ мышления фотографов. Компактность и оперативность Leica в работе вдохновляли людей фотографировать так, как это было ранее невозможно: запечатлевать и останавливать плавную динамику повседневной жизни. Анри Картье-Брессон, великий мастер “леечной” фотографии, назвал её “безыскусным искусством моментального снимка”.

С современной точки зрения ранние объективы Leica весьма хороши, но они не обладают теми мифическими качествами, которые приписываются им многочисленными приверженцами этой марки. Секрет успеха этих объективов заключался в том, что толстые и низкочувствительные эмульсии должны были справляться с неправильной экспозицией любого рода (экспонометры тогда были практически неизвестны). Эмульсии были весьма крупнозернистыми, поэтому их разрешающая способность не позволяла передавать на снимке очень тонкие детали. Считалось, что объектив, способный запечатлеть их на плёнке, дал бы изображение низкого качества, так как с видимым изображением смешивалось бы слишком много фонового шума. Поэтому Макс Берек, конструктор объективов Leica, выбрал именно ту оптическую формулу, которая соответствовала характеристикам тогдашних фотоэмульсий.

Самым важным испытанием для камер Leica было сравнение увеличения с маленького негатива 24 х 26 мм с контактными отпечатками 6 х 9 и 9 х 12 сантиметров (стандарт тех дней). Барнак и Берек предположили, что увеличение до 13 х 18 см станет самым жёстким тестом для маленьких “леечных” негативов. Исходя из необходимости пятикратного увеличения негатива и разрабатывалась вся система. Конструкторы Leica очень скоро увидели необходимость в сменных объективах и увеличении их светосилы. Лёгкий корпус Leica не был рассчитан на тяжёлые объективы. Это означало, нужна новая конструкция. Прецизионной маленькой камере требуется высокая точность соблюдения расстояния от плёнки до посадочного гнезда объектива и строгая параллельность его поверхности плёнки. Гарантировать это можно только в том случае, если плоскость плёнки составляет единое целое с фланцем объектива. Первая Leica использовала только объектив 50 мм f/3,5. Светосильные объективы (с f/2) могли использоваться в границах тех же механических допусков, но, опять-таки, более тяжёлые объективы слишком перегружали бы тонкий и хлипкий корпус. Для использования тяжёлых длиннофокусных объективов были предназначены только модели IIIc и IIIf, и лишь с появлением камер серии М (1954) эта проблема была практически решена.

Дальномерные фотокамеры Leica (Leica Rangefinder Cameras)

Leica M3
1954 год.
Leica M3
1956 год.
Leica M3 "black"
1963 год.
Leica MP
1956 год.
Leica M2 "chrome"
1958 год.
Leica M2 "black"
1958 год.
Leica MP2
1958 год.
Leica M1
1959 год.
Leica MD
1964 год.
Leica M4 "chrome"
1967 год.
Leica M4 "black"
1967 год.
Leica MOT
1968 год.
Leica MDa
1966 год.
Leica M5 "chrome"
1971 год.
Leica M5 "black"
1971 год.
Leica CL
1973 год.
Leica M4-2 "black"
1977 год.
Leica M4-2 "gold"
1979 год.
Leica MD-2
1980 год.
Leica M4-P "black"
1980 год.
Leica M4-P "chrome"
1983 год.
Leica M6 "black"
1984 год.
Leica M6 "chrome"
1986 год.
Leica M6 "titanium"
1992 год.
Leica M6 "platinum"
1989 год.
Leica M6j
1994 год.

Приобретение классической модели Leica интересно как с точки зрения коллекционера, так и фотографа. Коллекционер хочет пополнить своё собрание редкой или хотя бы неизношенной камерой. Если же имеется желание гордо фотографировать одной из самых престижных камер довоенного времени, наслаждаясь при этом современным уровнем качества изображения, стоит выбрать старую модель IIIc.

В период с 1930 по 1940 годы в мире преобладали миниатюрные прецизионные фотокамеры с сопряжённым дальномером, господство которых длилось вплоть до начала 60-х. Их эволюция достигла кульминации с появлением в 1954 г. камеры Leica M3. Эта модель также постоянно совершенствовалась, и на Фотокине-98 было показано её последнее воплощение – М6 TTL.
В 30-е гг. производство камер было весьма трудоёмким: нужно было собрать и отрегулировать вручную, с соблюдением всех допусков, около 700 деталей. Легендарная “гладкость” в работе камерами Leica стала результатом не сложной производственной технологии, а в первую очередь опыта и старания рабочих. Серии были небольшими, поэтому существует много вариантов одной и той же модели, незначительно отличающихся друг от друга. Изменялись гравировка, внешний вид и расположение дисков и кнопок, много усовершенствований было внесено в затвор и другие внутренние узлы камеры. Все эти сотни маленьких изменений запротоколированы коллекционерами, и коллекция не выглядит полной, если в ней не представлен образец каждой модели и каждой модификации этой модели.

Так как коллекционеры платят огромные деньги за чистые (“как новые”) камеры, сегодня практически невозможно встретить образцы камер Leica в отличном состоянии по разумной цене. Фотоаппараты Leica, выпущенные в 30-х и 40-х годах, отслужили уже как минимум по 40 лет. Их надёжность до сих пор удивительно высока, но всё же любой механический прибор изнашивается, и Leica – не исключение. Покупка камеры того периода автоматически влечёт за собой расходы на чистку и смазку. Особого внимания требуют шторки затвора и пружины его натяжения. Следует ожидать наличия внутри камеры определённого количества фрагментов фотоэмульсии, так как закрытый корпус очень сложно чистить. Однако побывав в руках опытного мастера, эти камеры могут безукоризненно работать ещё многие годы.
В этой таблице указаны наиболее важные модели, выпускавшиеся с 1925 по 1950 годы, и число выпущенных экземпляров.

Тип 1
Leica I (A) 1925—1932 / 60 000
Leica I (C) 1930—1931 (не стандартизированная) / 3 000
Leica I (C) 1931—1932 (стандартизированная) / 7 000
Leica Standard (E) 1932—1949 / 27 000
Leica II (D) 1932—1940 / 52 000
Leica III (F) 1933—1939 / 75 000
Leica IIIa (G) 1935—1948 / 93 000
Leica IIIb 1938—1946 / 32 000

Специальные модели
Leica Compur (B) 1926—1930 / 1 500
Leica 250 1934—1943 / 1 000

Тип 2 (литой корпус)
Leica IIIc 1940—1950 (а также IIc и Ic) / 135 000
Leica IIIf 1950—1957 185 000
IIIg 1957—1960 (а также IIg и Ig) / 42 000

Тип 3
M3 1954—1966 / 230 000
M2 1957—1967 / 85 000
M4 1967—1975 / 60 000
M5 1971—1975 / 33 000
M4-2 1977—1980 / 17 000
M4-p 1980—1984 / 18 000
M6 1984 (настоящее время) / 130 000

Этот список не полон, в нём приведены лишь основные серии моделей, которые могут быть интересны для фотографов и коллекционеров. В нём пропущено большинство моделей военного времени, выпущенных Leitz для вермахта. Все они уже давно на крючке у коллекционеров, и если сейчас такая камера встретится вам на уличном лотке – это почти наверняка подделка. Самой интересной моделью является Leica II (D) с резьбовым креплением сменной оптики, встроенным дальномером, сопряжённым с объективами от 35 до 135 мм (включая ряд светосильных 50-мм объективов), отдельными окулярами для визирования и определения дистанции, выдержками от 1/500 до 1/20 с и характерными обводами корпуса.

Следующая по важности – Leica IIIc образца 1940 г. Борясь с механическими напряжениями при использовании тяжёлых объективов, от которых страдал корпус, инженеры Лейтца удлинили его на 2,8 мм и, что самое важное, сделали его литым. Во время войны эта модель выпускалась с красными шторками затвора. Такие камеры сегодня активно разыскиваются коллекционерами. Модель IIIc отрабатывала выдержки от 1/1000 с до 1/30 с, причём отдельным диском устанавливались выдержки от 1/30 до 1 с. Спецификация этой модели фактически совпадает со спецификацией современной Leica М6.

Зеркальные фотокамеры Leica (Leica Reflex Cameras)

Leicaflex Mark I "chrome"
1965 год.
Leicaflex Mark I "black"
1965 год.
Leicaflex Mark II "chrome"
1965 год.
Leicaflex Mark II "black"
1967 год.
Leicaflex SL"black"
1968 год.
Leicaflex SL"chrome"
1968 год.
Leicaflex SL MOT
1972 год.
Leicaflex SL2 "black"
1974 год.
Leicaflex SL2 "chrome"
1974 год.
Leicaflex SL2 MOT
1975 год.
Leica R3 "black"
1976 год.
Leica R3 "chrome"
1976 год.
Leica R3 Safari
1977 год.
Leica R3 MOT
1978 год.
Leica R3 Gold
1979 год.
Leica R4 MOT Electronic
1980 год.
Leica R4 "chrome"
1982 год.
Leica R4 Gold
1984 год.
Leica R4 S
1983 год.
Leica R4 S Mod.2/Mod. P
1985 год.
Leica R5 "black"
1987 год.
Leica R5 "chrome"
1988 год.
Leica R6 "black"
1988 год.
Leica R6 "chrome"
1988 год.
Leica R-E
1990 год.
Leica R6.2 "black"
1992 год.
Leica R6.2 "chrome"
1992 год.
Leica R7 "black"
1992 год.
Leica R7 "chrome"
1992 год.
Leica R8 "black"
1996 год.

Объективы
Leitz и Leica (фирма Лейтца была перекуплена в 1986 г. и переименована в Leica) разработали и выпустили более 50 объективов для дальномерных камер. Объективы Leica можно разделить на три поколения оптического дизайна. Первое существовало с 1925 по 1953 г., второе – с 1953 по 1985 г., третье начало свою жизнь в 1985 г. Многие полагают, что объективы Leica первого поколения остаются непревзойдёнными. Но нужно иметь в виду, что если изображение в центре кадра и будет качественным, то по краю оно уже не сможет отвечать современным требованиям.

Наше время
Камера М3 открыла современный период дальномерок Leica. Были заново сконструированы корпус (его прототип появился в 1936 г.) и дальномерный видоискатель непревзойдённой яркости и точности, в котором теперь имелись границы кадра для объективов 50, 90 и 135 мм. Эти три формата и были отражены цифрой “3” в названии камеры, а литера “М” пришла из немецкого “Mesucher” (дальномерный видоискатель). Если вы захотите (и сможете) собрать современную систему Leica, подойдёт любая М3 или М2. Они сравнительно недороги, особенно “поношенные”, не представляют особого интереса для коллекционеров, но очень привлекательны для фотографов.

Заключение
Лейка в своём резьбовом воплощении определила фотографические взгляды многих поколений фотографов, достигнув кульминации в искусстве Анри Картье-Брессона. Не возьми Эрнст Лейтц, отличавшийся, видимо, даром предвидения, на работу (случайно?) застенчивого, но очень одарённого астматика Оскара Барнака, фотографический мир был бы намного беднее. О Лейке ходит много легенд. Механически и оптически камеры Leica являются образцовыми. Фотограф-леечник отличается от своих коллег особенным стремлением к расширению границ фотографической практики – ведь он чувствует абсолютную уверенность в оптических и механических качествах своего оборудования. Эти чувства разделяют все, кто использует дальномерные камеры Leica.