Владимир Самарин

Сколь много в мире определяется случайностями... Когда-то, около века тому назад, фирма Карл Цейсс отказалась продлевать контракт с инженером Оскаром Барнаком: при всех своих способностях и талантах он страдал от астмы, и работодатель решил, что выгоднее сэкономить на медстраховке. А вот Эрнст Лейтц, владелец фирмы, занимавшейся в Ветцларе микроскопами и оптикой для кинокамер, пошёл на условия Барнака и взял его на работу с 1 января 1911 года.

С этого момента ход развития фотоаппаратуры и самоё фотографии оказался предопределён.

Для выполнения необходимых работ Оскар Барнак сконструировал внешне простое, но очень точное «устройство для экспонирования киноплёнки». И обнаружил, что киноплёнка вполне может использоваться в фотографии: высокое качество съёмочного устройства вполне позволяло увеличивать негативы и печатать фотографии «нормальных» размеров.

В те времена революции в технике были весьма неторопливыми. Пару лет шли практические эксперименты с устройством, которое сегодня нам известно, как Ur-Leica. Достоверно известно, что в 1914 году Эрнст Лейтц брал её с собой в качестве фотоаппарата в командировку в Америку.

Серийное же производство новинки под названием «LeCa» (от фамилии Лейтц и слова «камера»; «йота» в середине слова появилась для удобопроизношения через несколько лет) началось лишь в конце 1924 года. Чтобы встретить довольно холодный приём на Лейпцигской ярмарке 1925 года: публика привыкла к тому, что фотоаппарат должен быть большим, под стать фотопластинкам, а уж если речь идёт о плёнке — она должна быть хотя бы широкой.

Год за годом накапливались достижения, которые, в полном соответствии с классиками, должны были привести к переходу количества в качество. Величайший фотограф всех времён и народов Анри Картье-Брессон, впоследствии основавший уникальное «фотоагентство лучших» — «Магнум» — выбрал Лейку. Именно камерами этой марки сняты все его знаменитые шедевры. Великий Родченко снимал маленькой Лейкой великие перемены в нашей стране. Лейку «взяли на вооружение» и репортёры, и творческие фотографы-художники.

Надёжная, качественная и притом неприхотливая Лейка даже стала героиней песни — вы же помните, «С Лейкой и блокнотом...» (модель далее следующего по тексту песни пулемёта не указывается; но фотоаппарат — Лейка!). Редкий в нашей стране случай: превосходство немецкого оружия — «фотографического» — не подвергалось сомнению и не оспаривалось даже в самые суровые военные времена.

Загадки здесь нет: Барнак и Лейтц с самого начала взяли самую высокую планку: камеры и объективы должны иметь эталонное качество, быть лучшими, образцовыми. И у них и их последователей хватило воли не ронять эту планку со временем.

Много воды утекло за прошедшие десятилетия. Произошли грандиозные события, эпохальные взлёты и падения, изменившие мир. Не меняется одно: от Второй мировой войны и до продолжающегося фактически по сей день распада СССР — лучшие фотографы мира запечатлевают историю камерами Лейка.

Неудивительно, что Лейка интересует не только профессионалов. Сочетание превосходного качества и богатейшей «легенды», стоящей за именем бренда, привлекает внимание множества неравнодушных, от коллекционеров до любителей фотографии, которые могут себе позволить удовольствие обладания лучшей в мире аппаратурой.

Лейкой «болеют» султаны и президенты, миллиардеры и просто фотолюбители — люди, которые любят фотографию. Хорошую фотографию.

Однако, по моему личному мнению, султаны и президенты — не лучшая реклама для фототехники Лейка. Что с того, что в руках у президента некоей державы оказался комплект аппаратуры стоимостью около полутора миллионов рублей, а эмир Бахрейна коллекционирует всё и вся с именем «Лейка» не менее, чем в трёх экземплярах, тратя на это свои динары в количестве, соответствующем сотням тысяч долларов?

Может создаться впечатление, будто «Лейка» является чем-то элитным и недоступным — и это будет в корне ошибочное впечатление. Великолепный фотоаппарат Leica X1 — снимающий лучше многих зеркальных камер (для тех, кто в курсе — он оснащается матрицей размера APS-C, как на большинстве современных зеркалок) с превосходным объективом «средней широкоугольности», соответствующим классическому «плёночному» объективу 35 мм — а именно такое фокусное расстояние предпочитал великий классик Картье-Брессон — стоит всего около 70 тысяч рублей (цена специальных подарочных и люкс-вариантов достигает 90 тыс. р.).

Да, расширение творческих горизонтов, которое обеспечивает возможность использования сменных объективов (то есть, разных фокусных расстояний), влечёт увеличение расходов. Cейчас продаются цифровые дальномерные камеры Leica моделей M9 и — более новая — М9-Р. Их цена без объективов колеблется примерно от 230 до 250 тыс. р. А вот дальнейшие шаги могут быть разными.

Начинать сладостный процесс приобщения к фотографии hi end вовсе не обязательно с объективов серий Summicron или особенно светосильных серии Summilux. Для начала отлично подойдут потрясающе резкие объективы семейства Summarit — «брессоновский» 35 мм/f2.5 или длиннофокусный «портретник» 90 мм f/2.5 (65 тыс. р.), стандартного 50 мм/f2.5.

А потом, со временем, если фотография войдёт в вашу жизнь глубже (надо заметить, с Лейкой вероятность этого весьма велика), вы поймёте, чего не хватает: светосилы, большого или малого фокусного расстояния, или просто осознания того, что вы обладаете уникальными и непревзойдёнными вещами вроде потрясающего объектива для ночной фотографии Noctilux 50 мм/f0.95.

С конца XIX века литераторы знают, что все они «вышли из гоголевской шинели»*. Есть сомнения, что этот тезис сохранил свою справедливость для всего многообразия современной литературы. Но вот в том, что массовая фотография «вышла из Лейки» — сомнений нет. Это касается практически всех крупнейших мировых брендов — все начинали или с копирования Леек, или, реже, со стремления сделать что-то не так, как Лейка. Это касается абсолютного большинства фотоаппаратов — больших и маленьких, зеркальных и компактных, плёночных и цифровых.

Меняется мир, меняется рынок, производители диверсифицируются, реструктурируются, меняют поколения продукции. Неизменным остаётся одно: вот уже много десятилетий имя «Лейка» остаётся синонимом фотоаппаратов, отличающихся выросшим из утилитарности превосходным строгим стилем и — и высочайшим качеством. Абсолютная уверенность в оптическом, механическом и электронном совершенстве своего фотоинструмента — пожалуй, главное отличие фотографа-«леечника».

Красный кружок с белой надписью «Leica» — знак наивысшего качества, которое только может иметь продукция, изготовленная человеческими руками. Совершенные вещи приносят радость; фотоаппараты же приносят много больше, чем просто радость обладания и пользования совершенным инструментом; это ещё и радость создания превосходных фотографий — воспоминаний, которые будут волновать вас и ваших близких долгие годы, которые останутся вашим детям и внукам.

Я не знаю, можно ли придумать лучший подарок — себе, любимому, или людям, которых вы цените и уважаете.

* Eugène-Melchior vicomte de Vogüé, журнал «Revue des deux mondes», 1885 г., № 1.